Поиск работы на старте карьеры: советы HR менеджера





Что может помочь, а что, наоборот, навредить на старте карьеры? Стереотипы и шаблоны. Но не все так однозначно, все зависит от ситуации. Иногда креатив тоже не всеми работодателями может быть оценен по достоинству. Да, и такое бывает. Если для креативной работы подойдет креативное резюме, то для процессной работы креативно написанное резюме будет больше говорить о том, что такая работа человеку скоро наскучит.

Сегодня мы поговорим именно о том, как использовать и то и другое с пользой и к месту.

Для начала давайте определимся кто мы на старте. Молодые и амбициозные – да. Без опыта работы – да. Но это не все. Важно оценить свои достоинства и недостатки объективно. Порой самому это сделать сложно, ведь наше представление о себе не всегда соответствует реальности. Конечно, лучше прибегнуть к помощи профессионала и поговорить со знакомым менеджером по персоналу. Но если такой возможности нет – можно просто почитать тематические статьи в интернете и попробовать вместе с друзьями написать свои резюме и обсудить резюме друг друга с точки зрения «а что еще я о себе любимом забыл написать». Поверьте, много интересного вспомните!

Итак, что обычно из важного забывает написать в первом резюме выпускник ВУЗа.

  1. Название факультета пишем, а про специальность забываем. Загадочно конечно :)
  2. О стажировках пишем, а чем действительно занимались там, умалчиваем? И не важно, что просто ксерокопировали или раскладывали по стопкам рекламные материалы. Важна правда, ведь никто не поверит, что на стажировке после 2 курса вам доверили разработку стратегии продвижения бренда. А вот, что вы предложили свою версию логотипа и принимали участие в мозговом штурме – это скажет о многом.
  3. Подработки. Очень часто многие выпускники престижных ВУЗов считают неуместным писать о том, что подработки были «не совсем профильными». Если вы подрабатывали официанткой или грузчиком, то работодатель непременно обратит на вас внимание как на человека, который не гнушается никакой работы. Ведь в офисе бывает такое, что даже самый креативный PR менеджер превращается в ломовую лошадь, когда перед праздниками нужно паковать подарки клиентам. А крутые региональные менеджеры таскают тюки образцов с выставок в Китае. Вот так :)
  4. Участие в конкурсах. Ну, тут все понятно. Кругозор, дух соревнования, целеустремленность. Это намного лучше показывает личные качества, чем перечисление качеств в соответствующем разделе стандартного резюме. И самое интересное для менеджера по персоналу, если написано, что место заняли не первое – значит, есть опыт поражения. Да-да, именно опыт. Карьера это не только взлеты, но и падения, неудачные проекты и разочарования, когда все старались, но не вышло :( .

Очень важно и не переборщить.

Не стоит включать в резюме цитаты великих людей, даже, если они очень нравятся. Вряд ли это будет оценено положительно.

Не стоит украшать резюме вензелями и шрифтами. Это деловой документ. А вот портфолио со своими работами творческим людям стоит захватить на собеседование.

Внешний вид зависит от рода бизнеса, корпоративной культуры компании и многих других факторов. Если не уверены – одевайтесь в классическом стиле. Например, хороший кандидат на должность ассистента в откровенном наряде или с грязной головой вряд ли впечатлит менеджера по персоналу.

Теперь давайте поговорим о целях. Какую работу мы ищем? Перспективную? – Да. Высокооплачиваемую? – Да. Но давайте хотя бы сайты по трудоустройству посмотрим в разделе работы для студентов. Не так радужно? Но начинать ведь с чего-то нужно. И пусть первая работа не всегда является работой мечты, но давайте посмотрим на биографии успешных людей, которые сделали себя сами – интересное начало?

Отдельно стоит сказать о родственных связях. Это хороший шанс, но не гарантия успеха. Есть ведь еще испытательный срок! Да и выпускник без опыта работы, первое место работы которого директор фирмы вызывает много вопросов. Хотя если это семейный бизнес, то это другая история. Но эта статья не об этом.

Мы составили функциональное резюме, а именно такое в отличии стандартного хронологического резюме подходит для старта, и начинаем поиск.

Где искать?

Кроме сайтов по трудоустройству и родственников и знакомых я бы советовала молодым людям обратить пристальное внимание на своих сокурсников, которые уже нашли работу. Во-первых, значит там берут без опыта, во-вторых, есть достоверная информация о реальной заработной плате и условиях. Попросите рекомендовать вас туда!

Многие крупные фирмы время от времени проводят целенаправленный поиск людей без опыта на позиции ассистентов и стажеров. Ведь им лучше научить с чистого листа, чем переучивать. А для выпускника это возможность попасть в системную компанию и получить правильный старт.

Именно об этом мы недавно говорили со студентами Института журналистики на моем мастер-классе.

Что бы я хотела посоветовать менеджерам по персоналу, которым в руки попадают молодые таланты.

  1. Будьте снисходительны: мы все с чего-то начинали. Не убейте росток, он еще очень слабый и нуждается в поддержке. За внешней бравадой зачастую кроется ранимая душа.
  2. Если резюме составлено не очень хорошо или вовсе отсутствует, поговорите о том, что я описала выше – стажировках, темах конкурсов, дипломных проектов, официальных и не официальных подработках, какие пути поиска работы использует человек. Вы увидите «алмаз» под грудой породы.
  3. Ищите наилучшие пути огранки именно этого «алмаза». Думайте не только о существующих вакансиях, но и о перспективных. Возможно, скоро открывается новый проект, о котором рынок еще не знает. И за небольшие деньги можно получить для загруженного директора креативного ассистента, который будет курировать этот проект.
  4. Научитесь правильно отказывать и не давать ложные надежды. Если уже видно, что шансов у этого человека на данную позицию нет, скажите ему об этом честно, рассказав, чего не хватает и что нужно улучшить. Дайте человеку шанс понять в какую сторону нужно развиваться и какие навыки приобретать.
  5. Посоветуйте курсы и тренинги, которые дадут правильное понимание предмета. Например, для кандидатов на торговых представителей есть открытые тренинги. Если человек не владеет офисными программами, посоветуйте ему бесплатные ресурсы в интернете. Но, умоляю, не забивайте им голову рекомендациями тренингов по лидерству и открытию третьего глаза. Я видела много молодых голов, в которые горе-мотиваторы напихали кучу мусора. Я за предметное обучение.
  6. Детально описывайте, что конкретно человек должен будет делать и в каком режиме работать. Просто название стандартной должности новичку мало о чем скажет. Например, о том, что оператор по приему заявок это не только правильное внесение в программу информации, но и сменная работа, иногда выпадающая на воскресенье.

И самое главное, вспомните себя на старте карьеры, свои промахи, дрожь в голосе, первые удачи. Вспомните тех людей, которые помогли вам на старте, хотя это и не входило в их обязанности. И будьте такими людьми для молодых талантов!


New Recruiting Group