Как распознать ложь кандидатов на собеседовании





В нашем мире постоянных встреч, совещаний, собраний собеседование занимает отдельное место. Для бизнеса это возможность найти человека способного генерировать новые идеи, придать ускорение проекту, оптимизировать бизнес-процесс. Или получить бомбу замедленного действия. И совсем не важно, на какую должность мы смотрим кандидатов. В формировании команды нет малозначимых позиций.
Проводя собеседование важно не только смотреть на соответствие возможностей кандидата и потребностей данной позиции, но и на некоторые несоответствия, как в резюме, так и в описании выполняемых ранее задач. Сегодня мы поговорим именно об этом.


Основываясь на своем опыте, рекомендую внимательно анализировать несколько моментов.

  1. Слушать, слушать и еще раз слушать.
    Предлагаю сначала дать высказаться кандидату о важных достижениях в ходе выполнения похожих задач. Это позволит либо сразу перейти к детализации конкретных достижений по важным для данной позиции задачам. Либо увидеть несоответствие уровня решаемых ранее кандидатом задач позиции, уровню позиции на которую он претендует. Здесь отдельно нужно сказать, что иногда обнаруживается более высокая квалификация, чем нужно. И это шанс, не теряя времени попусту, переформатировать собеседование честно сказав об этом человеку. Возможно, есть более подходящая для него позиция в этой же компании. Так, иногда собеседуя территориальных менеджеров, удается закрыть вакансию супервайзера, а иногда наоборот регионального менеджера. В рознице похожая ситуация. Собеседуем заведующего складом и видим, что он уже готовый директор магазина. Предметный разговор всегда лучше перечня стандартных вопросов, ответы на которые и так написаны в резюме. Если человек не может привести конкретных примеров как он это делал и с какими проблемами сталкивался — значит, не делал вовсе, просто врет. Дьявол кроется в деталях.
  2. Задавать вопросы, а не подсказывать ответы.
    Некоторые рекрутеры грешат тем, что задают вопрос так, что кандидату не составит труда дать " социально желаемый ответ«.
  3. Стиль написания резюме.
    Иногда желая «правильно» написать резюме человек просто копирует перечень выполняемых задач из резюме, размещенных на сайтах по трудоустройству. Все бы ничего, да только если он не выполнял и половины указанных функций, то говорить тут стоит уже не об опыте, а о том почему он попытался обмануть. Пришла как-то на собеседование девушка. Вакансия менеджер по экспорту. В резюме последнее место работы помощник менеджера по экспорту — нормальное желание карьерного роста. Начали беседовать сразу о деталях — она поплыла, и выяснилось, что просто носила чай-кофе. А резюме отличное! Теряем время!
  4. Записываем цифры.
    Во время беседы стоит записывать цифры, которые называет кандидат. Например, на собеседовании ТМ. Как изменился в процентах объем продаж за период Вашей работы на должности территориального менеджера? Ответил. Какой объем продаж был, когда Вы пришли? Ответил. А какой был на момент ухода? Ответил. А как в среднем изменялся в квартал? Ответил. А дальше берем калькулятор и считаем цифры в обратном порядке вместе с ним. Он их помнить будет только если не придумал сейчас! Иногда цифры так не идут, так не идут : при росте за 2 года на 50%, если суммировать кварталы получается в 3 раза меньше. Дальше о чем говорить? Или менеджер 10 лет руководит регионом, а простой кейс по определению максимально возможной скидки при заданной наценке решить не может. Сразу знайте — наймете такого " на эти 2 прОцента и будете жить"
  5. Записываем фамилии.
    Чтобы потом было легче собрать реальные рекомендации, в процессе беседы между делом интересуйтесь " А кто в то время был руководителем ..... отдела?", " А кто еще в проекте участвовал?«. При этом стоит обратить особое внимание не на непосредственного руководителя, а на людей, находящихся на одной ступени. Старайтесь вести записи по ходу всей беседы, тогда запись фамилий не будет такой явной. Когда человек говорит о своей роли в проекте, эту информацию нужно сверить с другими источниками. Иногда такие чудеса бывают — со слов кандидата, он там был лидером проекта, а, по словам других участников проекта — так, пятое колесо в телеге. Этим часто маркетологи грешат. Нужен ли в команде человек, приписывающий себе чужие победы? Не уверена.
  6. Сверяем факты.
    Очень хорошо работает еще один прием. При подготовке к встрече стоит найти достоверную информацию о каком-то событии (динамика продаж после проведенной акции, например) и попросить кандидата прокомментировать результаты. Очень интересно послушать как маркетологи гордятся рекламной кампанией, а продажники плюются и сетуют на падение продаж. Но здесь важна достоверность данных. Выводы делайте сами — хотите ли смотреть радужные картинки, когда бизнес медленно начинает ползти вниз.


В рамках одной статьи описать все многообразие способов распознавания «лжи во благо» получения работы невозможно, обратить внимание на этот аспект проведения собеседования будет полезно.
И напоследок хочу напомнить, что стиль беседы должен быть доброжелательный, тогда выше вероятность того, что Вам расскажут правду!

Наталья Выговская, тренер компании TRAININGFORCE, эксперт по HR.


Рекрутинговая компания New Recruiting Group