БИОЛОГИЯ БИЗНЕСА B&B





Вот почему человеку следует изучать не только историю в поиске уже имевших место решений с известными последствиями, но и биологию - живые организмы могут подсказать нам много интересного.
Не верите?

ВИРУСНАЯ СТРАТЕГИЯ

Не, нет, нет - мы не будем о вирусных рекламных видео и прочей дребедени. Поговорим не о форме, а о сути, о важном - о стратегии.

Каждый современный человек, изучавший биологию в школе, приблизительно представляет себе строение клетки и хоть отдаленно - функционирование ее генного материала.
Для тех, кого школа обошла стороной, кратко напомню: хромосомы, состоящие из ДНК несут генную информацию, считывая которую синтезируются белки. А они - практически все в организме. Находятся хромосомы в ядре, окруженном липидной оболочкой. Это как бы центр управления. Совет директоров в центральном офисе. Ядро находится в цитоплазме - растворе веществ, в котором суетится офисный планктон. Тут же находятся жизненно-важные структуры: митохондрии - энергостанции, рибосомы - производство, лизосомы - подготовка деталей для сборки, вакуоли - склад готовой продукции, и всех их объединяет эндоплазматический ретикулюм - внутренняя транспортная система. И все это окружено мембраной, стоящей на страже целостности и безопасности. А у растений - еще и твердой клеточной стенкой - как бетонным забором вокруг предприятия... Ничего не напоминает?

Когда клетка делится... А делится она, когда бизнес ее разросся и пора масштабироваться... Делится центр управления как носитель технологии и стратегии - хромосомы удваивают свое количество, так сказать, подготовив себе новые управленческие кадры, разделяется ядро, уже имея полный состав совета директоров, и разделяется остальная цитоплазма, предварительно удвоив количество всех структур, построенных по единому образу и подобию.

Уже из этого краткого описания можно сделать некоторые выводы, под которые кое-кто (и поверьте - их много) может ляпнуть себя ладошкой по лбу со словами: Так вот почему загнулся филиал с внешним и без местного управления! А ведь мы думали, что обеспечили их всем необходимым...
Как-то очень уж созвучно со статьями на тему "Почему ваш малый бизнес так и останется малым, если вы не научитесь эффективно управлять и не создадите управленческую структуру с достаточными центрами управления".

Идем дальше? Ведь эволюция на месте не стоит...

Клетка хороша - она самодостаточна, в ней есть все необходимое. Одноклеточные организмы процветают миллионы лет, постоянно размножаясь и питаясь, и не парятся ни о чем. Клетка прекрасно объединяется в симбиотические структуры, и симбиоз клеток доходит до того, что они умудряются составлять целые многоклеточные организмы, в которых каждая клетка подчинена единому порыву всего организма, специализирована и даже изменена структурно в соответствии со своей функцией. Опять ничего не напоминает? Да что там, клетка - это просто красиво!

Но, но, но... Клетка уязвима. Ей нужны определенные условия - температура, влажность, кислотность, гравитация, давление и т.д. Узенький диапазончик ареала обитания в своей луже местного рынка.
Но стоит выскочить за пределы зоны комфорта... И тяжеловесное производство за собой не перевезти, офисный планктон разбегается - у него тут семьи и привычное окружение, источники энергии и сырья вообще не оторвать от почвы...
И только редкие люди способны в одном костюме и с портфелем припереться на новое место и из ничего построить новый бизнес. И это вовсе не ординарные исполнители.

Вирус - это, фактически, днк в белковой капсуле. Он отдал на аутсорсинг все свои функциональные структуры, за исключением мозгового центра - совета директоров как носителя технологии и стратегии.
Вирус использует клетки хозяина для того, чтобы по образу и подобию своих ДНК наштамповать себе новые ДНК, новые белковые капсулы, собрать воедино и разослать дальше - к другим клеткам, к другим производственным центрам.

Есть теории, что вирус - это редуцированная клетка, т.е. утратившая все остальные клеточные элементы и как-то научившаяся паразитировать на других клетках. Звучит вполне правдоподобно, если понимать эволюционные процессы. Несложно себе представить, как какая-то из миллиарда клеток, попав в невыносимые для жизни условия, не просто высохла и самоубилась, как все остальные, а погибла только частично. И происходило это громадное количество раз - эволюция - это метод "научного тыка".

Но нам важнее не как, а что вирус приобрел, утратив груз всей структуры, и какие компетенции ему нужны, чтобы реализовывать приобретенные возможности.

Итак, он приобрел большую неуязвимость и, как следствие, свободу передвижения - он может быстро распространятся и в большом количестве на другие удаленные территории и быстро пробовать там развернуть бизнес. Причем, в случае неудачи потери минимальны.

Что ему необходимо уметь для этого?
Вирус умеет находить хозяина и внедряться - быстро, у него есть специальные рецепторы к специальным каналам в мембране клетки для проникновения.
Вирус умеет перехватывать управление внутренними процессами клетки.
Вирус готовит быстро новые свои копии и рассылает в большом количестве к новым объектам.

Итак, вынеся все на аутсорсинг во имя облегчения структуры компании... А уже всем очевидно, что корпоративные монстры не способны эффективно управлять не то что удаленными рынками, куда ответы приходят через полугодия, но и тем, что у них под носом, по причине массы людей, задействованных в принятии, пусть даже самых пустячных, решений.

Итак, вынеся все на аутсорсинг, нужно уметь:

- Быстро находить аутсорсинговых партнеров на локальных рынках, соответствующих определенным требованиям не только самой компании, но и конкретного рынка, т.е. должна быть системная, но при этом инклюзивная и вовлекающая технология создания партнерства, которой должен быть обучен агент - лидер территориального бизнеса.

- Быстро и четко перехватывать управление аутсорсинговыми компаниями и наладить их эффективное взаимодействие - как подразделений в эдиной компании под одной крышей с одной корпоративной культурой и системой работы, несмотря на то, что эти компании, скорее всего, ранее даже не были знакомы между собой. Такое под силу только высокопрофессиональной управленческой команде, причем не только в плане специализаций каждого ее игрока, но и в смысле виртуозного умения управлять людьми. Эта управленческая команда сама должна быть слажена и сыграна предыдущим рабочим опытом и специальной подготовкой. Такую команду на рынке не купить.

- Быстро и высококачественно готовить "резидентов" для дальнейшего масштабирования бизнеса и постоянно искать бизнес-возможности для направления "резидентов" в "горячие точки" для развития бизнеса.
Нужно иметь собственную систему подготовки таких агентов-лидеров-управленцев и команд управления - проектных групп бизнес-спецназа, которые забрасывать не только на различные территориальные рынки, но и в различные индустрии.

Вот такова модель будущего крупного международного бизнеса. И глобализация вместе со всеми сопутствующими процессами все интенсивнее подстегивает переход к такой модели.

Более того, подобные структуры уже существуют в различных формах - консалтинговые, тренинговые, юридические, маркетинговые компании, продавцы франшизы. И пусть, зачастую, это частичная реализация модели, все же, этот опыт может быть предельно ценен и полезен.

Но что радует... Такая модель требует высоченного профессионализма. А следовательно - образования, подготовки, постоянного профессионального развития. Значит, есть надежда, что эпоха корпоративного ханжества и профанации когда-нибудь подойдет к концу...